Стандарты бизнес-планирования
Бизнес-план – такой же атрибут современного бизнеса, как офис, расчетный счет и декларации по налогам. Разберемся, кому и в каком случае бизнес-план действительно нужен, а когда можно без него обойтись.
Итак, основной стандарт бизнес-планирования, признанный и используемый во всем развитом мире – UNIDO. Этим стандартом определена структура бизнес-плана – из каких разделов он состоит, что описывается в этих разделах, какие показатели рассчитываются и т.п. Под этот международный стандарт обычно подгоняют и национальные стандарты разработки бизнес-планов.
Случаи, когда бизнес-план обязательно нужен:
- вы планируете реализовать новый проект, который потребует значительных расходов, и нужно определить источники финансирования этих расходов (хватает ли доходов вашего бизнеса или нужно найти еще дополнительный источник денег);
- вы планируете привлекать инвестиции;
- вы обращаетесь в банк за кредитом;
- крупному бизнесу, со сложными бизнес-процессами – в этом случае крайне важно планирование, для согласованной работы служб и подразделений.
Другими словами, мелкому бизнесу, небольшому семейному предприятию, индивидуальному предпринимателю и даже небольшому производству, у которого все хорошо с работой, достаточно заказов и нет планов по расширению – такому бизнесу бизнес-план абсолютно не нужен. Достаточно простого расчета прибыли в электронных таблицах, для того, чтобы понимать, прибыльный ли бизнес, или нет.
Бизнес-план нужен для того, чтобы оценить сложный, крупный бизнес, либо убедить стороннего инвестора в том, что вкладывать в ваш бизнес выгодно.
Бизнес-планы бывают двух видов:
1) бизнес-план инвестиционного проекта (бизнес-план проекта).
2) бизнес-план развития.
Вне зависимости от того, какой вид бизнес-плана предстоит создать, структура бизнес-плана согласно стандарту UNIDO всегда одна и та же:
- Резюме;
- Описание отрасли и компании;
- Описание услуг (товаров);
- План продаж;
- План маркетинга;
- План производства;
- Организационный план;
- Финансовый план;
- Оценка эффективности проекта;
- Оценка рисков;
- Приложения.
Бизнес-план проекта
В том случае, если собственник бизнеса планирует реализацию проекта, и для этого ему нужно привлечь сторонние инвестиции, разрабатывается бизнес-план проекта.
Смысл бизнес-плана проекта заключается в том, чтобы доказать потенциальным инвесторам то, что проект в состоянии вернуть инвестиции с прибылью, и в дальнейшем приносить прибыль.
Как правило, возврат инвестиций занимает время гораздо большее, чем один год, поэтому бизнес-план проекта разрабатывается на период возврата инвестиций (например, на период возврата кредита).
Таким образом, вы доказываете сотруднику банка /кредитному комитету/инвестору то, что вкладывать деньги в ваш проект целесообразно и выгодно, что проект принесет прибыль, которая покроет выплаты по кредиту, либо сумму, которую необходимо будет возвращать инвестору. И кроме этого, всех этих платежей часть прибыль от проекта будет доставаться предпринимателю.
На долгосрочном отрезке времени в любой экономике имеется инфляция. В рамках стандарта UNIDO инфляцию при разработке бизнес-плана проекта учитывать не обязательно.
Для предпринимателя разработка бизнес-плана проекта позволяет структурировать основные задачи по проекту, трезво оценить конкуренцию в отрасли, а также понять, насколько запланированный проект прибыльный и вообще реализуем ли он.
Для того, чтобы получить финансирование, в первую очередь инвестор (банк или другое финансовое учреждение) будет изучать бизнес-план проекта, и только затем ознакомится с презентацией проекта. Поэтому бизнес-план инновационного проекта – обязательный атрибут.
Бизнес-план развития
Во многих ситуациях годовое планирование бизнеса происходит в форме разработки бизнес-плана. В этом случае горизонт планирования – один год, а целью разработки бизнес-плана является определение размера прибыли предприятия, планов по выручке и закупкам, планов по маркетинговой деятельности и управлению персоналом.
Бизнес-план развития важен не только для компаний со сложным производственным процессом и сложными бизнес-процессами внутри компании, но и открытым компаниям, которые публикуют максимум сведений о своей деятельности в открытом доступе.
Кроме того, в бизнес-плане собственник или руководитель компании может запланировать рост объемов продаж, и в зависимости от этого плана подтянуть потребность во всех остальных ресурсах для деятельности компании. В таком случае бизнес-план является хорошим ориентиром в работе для сотрудников компании.
Точность бизнес-планирования
Обычно вопрос точности бизнес-плана и соответствия его реальному состоянию дел в бизнесе поднимают собственники небольших компаний, в которых не очень хорошо поставлен процесс планирования как такового, потому что порой даже сами владельцы небольшого бизнеса не понимают важность и нужность планирования.
В то же время вопрос точности бизнес-планирования достаточно актуальный. Точность бизнес-планирования напрямую зависит от того, какие исходные данные для анализа использует предприниматель. Если у компании не налажен нормальный управленческий учет, то бизнес-план развития может являться ориентиром для дальнейшего развития компании. В этом случае планирование должно начинаться с планирования основных экономических показателей – объема выручки и прибыли, и далее на основе имеющихся ресурсов давать реалистичную картину тех изменений, которые нужны компании для выполнения показателей, запланированных в бизнес-плане.
В случае разработки бизнес-плана проекта вопрос точности – это вопрос доверия к компании. В этом случае важно по-настоящему точно и реалистично оценивать перспективы проекта. Для этого в ходе разработки бизнес-плана можно привлекать сторонних экспертов. Важно привлечение экспертов для оценки емкости рынка и уровня конкуренции на нем, оценки точности маркетинговых мероприятий, а также для оценки показателей прибыльности и доходности проекта. Участие независимых экспертов в оценке точности бизнес-плана может серьезно повысить шансы получить инвестиции для реализации проекта.
Важнейшие показатели проекта
В процессе оценки целесообразности вложения денег в проект инвестору нужно убедиться в трех моментах:
- инвестиции вернуться, возврат инвестиций обеспечивается высокой ликвидностью проекта, и его высокой прибыльностью;
- инвестированные деньги принесут доход выше, чем альтернативные вложения;
- инвестиции вернуться в приемлемый для инвестора срок.
Для оценки этих факторов используются такие показатели, как внутренняя норма доходности проекта, чистая приведенная стоимость проекта, статический и динамический срок окупаемости инвестиций, показатели рисков по проекту.
Без расчета чистой приведенной стоимости проекта, внутренней нормы доходности и периода окупаемости в принципе бизнес-план не будет рассматривать ни один инвестор. Результаты этих расчетов выносят в резюме для того, чтобы сразу донести до потенциального инвестора ожидаемый экономический эффект.
Подведем итоги
Для реализации масштабного проекта предпринимателю желательно привлекать сторонний капитал, поскольку это дает достаточно весомые преимущества. В первую очередь, не снижается объем оборотных средств – а это критически важно для бизнеса. Во-вторых, вместе с инвестициями в проект как правило приходит компетенции и команда инвестора – ведь ни один здравомыслящий человек не позволит своим деньгам бесконтрольно вращаться в чужом бизнес-проекте. А вместе с системой контроля за использованием инвестиций инвестор неизбежно включается в решение самых важных проблем проекта.
В зависимости от масштабов бизнеса в качестве инвестора может выступать бизнес-ангел, банк, инвестиционный фонд, венчурный инвестор – не важно, кто это будет, первый документ, который попросит представитель инвестора – бизнес-план. И от качества составления этого документа во многом зависит, продолжится ли диалог на тему привлечения инвестиций, либо он будет закончен, так и не начавшись.
Поэтому разработке бизнес-плана, особенно для привлечения средств в развитие проекта, необходимо уделять особое, повышенное внимание.