Издается с 2002 года, распространяется в 36 регионах России

БИЗНЕС-ПЛАНИРОВАНИЕ


Стандарты бизнес-планирования

Бизнес-план – такой же атрибут современного бизнеса, как офис, расчетный счет и декларации по налогам. Разберемся, кому и в каком случае бизнес-план действительно нужен, а когда можно без него обойтись.

Итак, основной стандарт бизнес-планирования, признанный и используемый во всем развитом мире – UNIDO. Этим стандартом определена структура бизнес-плана – из каких разделов он состоит, что описывается в этих разделах, какие показатели рассчитываются и т.п. Под этот международный стандарт обычно подгоняют и национальные стандарты разработки бизнес-планов.

Случаи, когда бизнес-план обязательно нужен:

- вы планируете реализовать новый проект, который потребует значительных расходов, и нужно определить источники финансирования этих расходов (хватает ли доходов вашего бизнеса или нужно найти еще дополнительный источник денег);

- вы планируете привлекать инвестиции;

- вы обращаетесь в банк за кредитом;

- крупному бизнесу, со сложными бизнес-процессами – в этом случае крайне важно планирование, для согласованной работы служб и подразделений.


Другими словами, мелкому бизнесу, небольшому семейному предприятию, индивидуальному предпринимателю и даже небольшому производству, у которого все хорошо с работой, достаточно заказов и нет планов по расширению – такому бизнесу бизнес-план абсолютно не нужен. Достаточно простого расчета прибыли в электронных таблицах, для того, чтобы понимать, прибыльный ли бизнес, или нет.

Бизнес планирование

Бизнес-план нужен для того, чтобы оценить сложный, крупный бизнес, либо убедить стороннего инвестора в том, что вкладывать в ваш бизнес выгодно.

 

Бизнес-планы бывают двух видов:

1) бизнес-план инвестиционного проекта (бизнес-план проекта).

2) бизнес-план развития.

 

Вне зависимости от того, какой вид бизнес-плана предстоит создать, структура бизнес-плана согласно стандарту UNIDO всегда одна и та же:

- Резюме;

- Описание отрасли и компании;

- Описание услуг (товаров);

- План продаж;

- План маркетинга;

- План производства;

- Организационный план;

- Финансовый план;

- Оценка эффективности проекта;

- Оценка рисков;

- Приложения. 

 

Бизнес-план проекта

 

В том случае, если собственник бизнеса планирует реализацию проекта, и для этого ему нужно привлечь сторонние инвестиции, разрабатывается бизнес-план проекта.

Смысл бизнес-плана проекта заключается в том, чтобы доказать потенциальным инвесторам то, что проект в состоянии вернуть инвестиции с прибылью, и в дальнейшем приносить прибыль.

 

Как правило, возврат инвестиций занимает время гораздо большее, чем один год, поэтому бизнес-план проекта разрабатывается на период возврата инвестиций (например, на период возврата кредита).

 

Таким образом, вы доказываете сотруднику банка /кредитному комитету/инвестору то, что вкладывать деньги в ваш проект целесообразно и выгодно, что проект принесет прибыль, которая покроет выплаты по кредиту, либо сумму, которую необходимо будет возвращать инвестору. И кроме этого, всех этих платежей часть прибыль от проекта будет доставаться предпринимателю.
 


На долгосрочном отрезке времени в любой экономике имеется инфляция. В рамках стандарта UNIDO инфляцию при разработке бизнес-плана проекта учитывать не обязательно.

Прогнозирование экономического развития

Для предпринимателя разработка бизнес-плана проекта позволяет структурировать основные задачи по проекту, трезво оценить конкуренцию в отрасли, а также понять, насколько запланированный проект прибыльный и вообще реализуем ли он.
 


Для того, чтобы получить финансирование, в первую очередь инвестор (банк или другое финансовое учреждение) будет изучать бизнес-план проекта, и только затем ознакомится с презентацией проекта. Поэтому бизнес-план инновационного проекта – обязательный атрибут.

Бизнес-план развития

 

Во многих ситуациях годовое планирование бизнеса происходит в форме разработки бизнес-плана. В этом случае горизонт планирования – один год, а целью разработки бизнес-плана является определение размера прибыли предприятия, планов по выручке и закупкам, планов по маркетинговой деятельности и управлению персоналом.

Бизнес-план развития важен не только для компаний со сложным производственным процессом и сложными бизнес-процессами внутри компании, но и открытым компаниям, которые публикуют максимум сведений о своей деятельности в открытом доступе.

 

Кроме того, в бизнес-плане собственник или руководитель компании может запланировать рост объемов продаж, и в зависимости от этого плана подтянуть потребность во всех остальных ресурсах для деятельности компании. В таком случае бизнес-план является хорошим ориентиром в работе для сотрудников компании.

Точность бизнес-планирования

 

Обычно вопрос точности бизнес-плана и соответствия его реальному состоянию дел в бизнесе поднимают собственники небольших компаний, в которых не очень хорошо поставлен процесс планирования как такового, потому что порой даже сами владельцы небольшого бизнеса не понимают важность и нужность планирования.

В то же время вопрос точности бизнес-планирования достаточно актуальный. Точность бизнес-планирования напрямую зависит от того, какие исходные данные для анализа использует предприниматель. Если у компании не налажен нормальный управленческий учет, то бизнес-план развития может являться ориентиром для дальнейшего развития компании. В этом случае планирование должно начинаться с планирования основных экономических показателей – объема выручки и прибыли, и далее на основе имеющихся ресурсов давать реалистичную картину тех изменений, которые нужны компании для выполнения показателей, запланированных в бизнес-плане.


В случае разработки бизнес-плана проекта вопрос точности – это вопрос доверия к компании. В этом случае важно по-настоящему точно и реалистично оценивать перспективы проекта. Для этого в ходе разработки бизнес-плана можно привлекать сторонних экспертов. Важно привлечение экспертов для оценки емкости рынка и уровня конкуренции на нем, оценки точности маркетинговых мероприятий, а также для оценки показателей прибыльности и доходности проекта. Участие независимых экспертов в оценке точности бизнес-плана может серьезно повысить шансы получить инвестиции для реализации проекта.

Важнейшие показатели проекта

 

В процессе оценки целесообразности вложения денег в проект инвестору нужно убедиться в трех моментах:

- инвестиции вернуться, возврат инвестиций обеспечивается высокой ликвидностью проекта, и его высокой прибыльностью;

- инвестированные деньги принесут доход выше, чем альтернативные вложения;


- инвестиции вернуться в приемлемый для инвестора срок.

обсуждение бизнес-проекта

Для оценки этих факторов используются такие показатели, как внутренняя норма доходности проекта, чистая приведенная стоимость проекта, статический и динамический срок окупаемости инвестиций, показатели рисков по проекту.

Без расчета чистой приведенной стоимости проекта, внутренней нормы доходности и периода окупаемости в принципе бизнес-план не будет рассматривать ни один инвестор. Результаты этих расчетов выносят в резюме для того, чтобы сразу донести до потенциального инвестора ожидаемый экономический эффект.

Подведем итоги

 

Для реализации масштабного проекта предпринимателю желательно привлекать сторонний капитал, поскольку это дает достаточно весомые преимущества. В первую очередь, не снижается объем оборотных средств – а это критически важно для бизнеса. Во-вторых, вместе с инвестициями в проект как правило приходит компетенции и команда инвестора – ведь ни один здравомыслящий человек не позволит своим деньгам бесконтрольно вращаться в чужом бизнес-проекте. А вместе с системой контроля за использованием инвестиций инвестор неизбежно включается в решение самых важных проблем проекта.

 

В зависимости от масштабов бизнеса в качестве инвестора может выступать бизнес-ангел, банк, инвестиционный фонд, венчурный инвестор – не важно, кто это будет, первый документ, который попросит представитель инвестора – бизнес-план. И от качества составления этого документа во многом зависит, продолжится ли диалог на тему привлечения инвестиций, либо он будет закончен, так и не начавшись.

Поэтому разработке бизнес-плана, особенно для привлечения средств в развитие проекта, необходимо уделять особое, повышенное внимание.